РУССКИЙ ПУТЬ, промыслительные ориентиры духовной, государственной и общественной жизни русского народа, оп­ределившие его историческую судьбу.

Само существование русского народа связано с зарожде­нием в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения: бессмысленно искать смысл и цель жизни в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить Божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и вся сия приложится вам». Вера, Православ­ная Церковь объединила разрозненные племена в один народ. Самым существенным свойством русских людей была вера в Царство Божие, искание его, искание правды. Ради Царства Божия, ради причастности ему, ради молитвы русские под­вижники уходили от мирской суеты, в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царствия Божиего, бывшего на тех островах и лесах, вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители.

Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый написанный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был Русской Прав­дой. Но о небе, о Царстве Божием, думали не только те, кто уходил от мира и людей, все верующие русские люди понима­ли смысл жизни. Все, кто подлинно строил Россию как госу­дарство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верными Божественному Цар­ству и Божественной Правде.

 

В России были князья, полководцы, хозяева — люди всех родов и занятий, но их основное понимание и стремление и смысл жизни были также в стяжании Царствия Божия, при­частности к нему. Усвоение христианской веры переродило и русских князей. Власть всегда есть выражение сознания и воли. Власть всегда руководствуется той или иной филосо­фией, тем или иным пониманием смысла жизни и своей дея­тельности. До Владимира Святого русские князья были вож­дями воинствующих племен и вели войны ради военной добы­чи и славы. Ставшие христианами, они стали начальниками отдельных частей единого народа. С принятием христианства явилось сознание и ощущение единства. Правда была в брат­стве князей, и междоусобная война стала неправдой. Св. князь Владимир дал русскому народу новый смысл жизни и новую жизненную силу. Бедствия, неуспехи, поражения бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духов­ной. Царствие Божие, духовная отрада в причастности ему остаются нетронутыми. Проходит страшная буря, и снова живет человек. Так, мученики улыбались от радостного ощущения благодати Божией во время самых жестоких мучений.

Отсюда жизненная сила России. История возвышения Москвы — яркое подтверждение той же мысли. Во главе ее стояли благоверные князья, усвоившие указанное православ­ное понимание правды, и потому святитель митрополит Петр сказал Московскому князю, что Москва будет возвеличена, если князь построит в Москве Дом Пресвятой Богородицы и тем исполнит этот завет. Иначе сказать, если ты до конца бу­дешь верен Православию и прежде всего будешь искать Цар­ствия Божия и правды Его, то вся сия, все мирское, житей­ское, государственное приложится тебе. Таков замысел Моск­вы, и она была верна завету св. Петра, и ночная военная сто­рожевая перекличка на Кремлевских стенах творилась слова­ми: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Это не значит, что и жизнь, и люди были святы! О нет! Люди всегда грешны, но важно, но спасительно, когда есть сознание добра и зла, когда есть стремление к правде, ибо тогда может быть восстание.

Грешная Москва, столица грешной России, в своей истори­ческой жизни падала до дна, но поднималась, потому что не умирало сознание правды. В смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было Царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовались», ослабе­ли и спасения ждали от иностранцев, перед которыми заиски­вали. Гибель была неизбежна, и Россия неминуемо погибла бы, если бы совсем было утрачено сознание Правды. Но Рос­сию, русский народ спас святитель Гермоген, который в вере и исповедании духовно и нравственно возродил Русский народ, и он снова стал на путь искания Царства Божия и Правды Его. Правды подчинения земной государственной жизни ду­ховному началу. В истории нельзя найти такую глубину паде­ния государства и такое скорое, через год, восстание его. Та­кова история России, таков ее путь.

После Петра I общественная жизнь уклонилась от русско­го Пути. Хотя уклонилась и не до конца, но она утратила ясность сознания правды, ясность веры в Евангельскую исти­ну: «Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды Его». Тяжкие страдания русского народа есть следствие измены Рос­сии самой себе, своему пути, своему призванию. Но тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников го­ворят, что народ не до конца утратил сознания правды. Рос­сия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера, Россия восстанет, когда увидит и по­любит православных праведников и исповедников.

Архиеп. Иоанн Максимович

Используются технологии uCoz